Если вам кажется, что в Стамбуле вы были уже с десяток раз, поэтому вам там смотреть больше нечего – не спешите. Город умеет по-настоящему удивлять, а и иногда – прятать свои сокровища. Корреспонденты «Вестника АТОР» иногда совершенно неожиданно открывали для себя необычные музеи Стамбула и настаивают, что по крайней мере пять из них должен увидеть каждый.
Пожалуй, начнем «с конца». И с самых ярких впечатлений.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РАХМИ М. КОЧА НА БЕРЕГУ ЗОЛОТОГО РОГА
Музей Рахми М. Коча (Rahmi M. Koç Museum) предстает взору путешественника как бы случайно: вот едешь ты по городу на автобусе, не рассчитывая уже ни на что интереснее стакана холодной кока-колы, как но вдруг боковым зрением видишь одиноко возвышающийся на брегах Золотого рога старинный самолет Douglas DC-3.
Присматриваешься, а за ним – старинные железнодорожные вагоны. И две каких-то огромных непонятных железных конструкции. Мозг любителя транспортных музеев включает режим экстренной высадки на ближайшей остановке, а любопытство побеждает здравый смысл.
Стамбульские ретро-трамваи. Фото АТОР
На самом же деле музей Рахми М. Коча — огромный частный музей, посвященный истории транспорта, промышленности и коммуникаций, который был открыт 13 декабря 1994 года. Отчего-то некоторые источники утверждают, что он расположен где-то «в пригороде» Стамбула. Но нет: ехать сюда минут 20-25 от Галатского моста.
Музей занимает два исторических здания на территории бывшей османской верфи Хаскёй. В одном из них отливали якорные цепи.
Экспозиция поистине огромна. То, что замечаешь сразу – экспонаты под открытым небом: поезда, автомобили, самолеты и портовые установки – не более 1/10 от богатств музея, сосредоточенных как непосредственно на территории верфи (морской транспорт), так и на подземных этажах исторической постройки Lengerhane.
Импортозамещение в турецком автопроме. Фото АТОР
Постоянные выставки музея включают коллекцию ретро-автомобилей с 1898 года, уникальные железнодорожные экспонаты: старый стамбульский трамвай, узкоколейный паровоз и другие диковинки. В «морской» коллекции есть даже автомобиль-амфибия 1961 года и подводная лодка 1944 года.
Советские автомобили в стамбульском музее. Фото АТОР
Очень подробно представлены машиностроительная отрасль, паровые двигатели, трактора.
Из коллекции паровых машин. Фото АТОР
А на выставку, посвященную средствам связи, уже попали не только дисковые телефоны, но и хорошо знакомые современному читателю компьютеры 1990-х годов с ламповыми мониторами и дисководами для дискет. В этой части музея становится немножко грустно – начинаешь чувствовать музейным экспонатом самого себя.
То чувство, как будто тебя самого скоро сдадут в музей. Фото АТОР
Зато очень трогательная часть музея – коллекция детских колясок, велосипедов и машинок с начала 20 века.
Коллекция детских велосипедов с начала 20 века. Фото АТОР
Конечно, обильно представлены интерактивные программы, есть уютный ресторанчик на берегу. Но на сувенирную лавку лучше не рассчитывать – здесь она откровенно бедна.
Коллекция детских колясок с начала 20 века. Фото АТОР
Билет в музей стоит 500TL, но это более чем достойный повод их потратить. Закладывать на визит лучше по крайней мере половину дня – отсюда невозможно увести не то что детей, но и взрослых – бродить и рассматривать все вокруг, иногда забираясь в какой-то ретро-вагон, можно почти бесконечно.
Коллекция детских машинок с начала 20 века. Фото АТОР
Доехать до музея Рахми Коча проще всего на автобусе – до остановки Kırmızı Minare.
Согласно информации на сайте музея, на близлежащем причале Hasköy Pier останавливается паром линии Ускудар – Эминону. Неленивые могут прийти пешком. Пешая прогулка из района Каракёй займет примерно час.
МУЗЕЙ МИНИАТЮР MINIATÜRK
И раз уж вы окажетесь в этом районе, то можно заодно заглянуть и в музей под открытым небом с запоминающимся названием Munuatürk.
В парке Миниатюрк. Фото АТОР
Эта часть путешествия наверняка в первую очередь понравится юным туристам: турецких школьников приводят сюда на экскурсии.
Парк Миниатюрк особенно интересен детям. Фото АТОР
Славный миниатюрный поезд, проезжающий в малюсеньких туннельчиках, вызывает совершенно одинаковый восторг у местных и иностранных девчонок и мальчишек – в таких местах только глубже понимаешь, что сходств между людьми разных культур куда больше, чем различий.
Video file
Ну и заодно можно рассказать юному поколению, насколько богата история Турции, как разнообразна ее природа и как удивительно много всего вместила в себя эта средиземноморская страна.
Всюду есть место для котика. Фото АТОР
Для взрослых музей все же несколько простоват. После France Miniature или даже Гранд Макета в Петербурге стамбульский парк миниатюр ничем, скорее всего, не удивит. Кроме разве что совершенно нестандартных видов на Стамбул и непривычных пейзажей, открывающихся «с того конца» Золотого рога.
Примерно такие виды открываются из парка Миниатюрк. Конкретно это фото сделано по дороге к парку. Фото АТОР
Полутора часов на посещение хватит «с головой», перекусить и осмотреть ближайшую к скамейке миниатюру можно одновременно. В сувенирном немного интереснее, но, опять же, для юных гостей. Билет стоит также 500 TL.
Миниатюрный аэропорт в парке Миниатюрк. Фото АТОР
Добираться проще всего на обычном городском автобусе: 47 из Эминёню, 36 от площади Таксим, 41 от Топкапы.
Многие справочники (и Яндекс.Карты) с неясной целью рекомендуют пользоваться для этого Метробусом, но это очень, очень плохой совет. Идти далеко и иногда в гору. А от музея Рахми М. Коча точно можно просто дойти пешком.
В кадр поместилась большая часть парка миниатюр. Фото АТОР
ПАНОРАМА 1453
Если вы любите диорамы и исторические батальные панорамы, типа «Бородинской панорамы» в Москве или «Панорамы обороны Севастополя», в Стамбуле есть совершенно волшебное место – музей PANORAMA 1453, посвященный взятию Константинополя в 1453 году войсками Мехмеда Завоевателя (Фатиха), по прозвищу которого и назван тот самый известный округ Стамбула Фатих.
Это мини-макет самой Панорамы 1453. В центре на круглой площадке стоят туристы, а вокруг них – сама панорама. Фото АТОР
Расположен он как раз на границе стен Стамбула, довольно далеко от Султанахмета, удобнее всего добираться до него на трамвае T1 до остановки Топкапы. Главное не перепутать: эта остановка не имеет ничего общего с дворцом, остановка у дворца называется Гюльхане.
Батальная сцена из Музея Панорама 1453. Фото АТОР
Музей открыт в 2009 году, и он ультрасовременный. Что отличает его других «панорамных» музеев, так это то, что здесь панорама полностью круговая, купольная, не имеет границ, это полный 3D-эффект. Здесь взгляду негде зацепиться за «границу», «рамку» изображения, чтобы понять реальный его масштаб.
Вы поднимаетесь на верхнюю площадку по винтовой лестнице и попадаете прямо в гущу древней битвы – эффект потрясающий (кстати, очень реалистичные звуковые эффекты).
Минимум 10 секунд шока вам гарантированы. Дети (и девочки тоже) будут в восторге. А взрослым после Панорамы 1453 другие батальные диорамы могут показаться уже и не такими впечатляющими.
Сцена из Музея Панорама 1453. Фото АТОР
Кроме собственно панорамы в музее есть историческая часть, но она любителю не-историку будет малопонятна. Главное здесь – собственно панорама.
Входной билет – 650 лир. Музей, кстати, уже включен в некоторые экскурсионные программы туроператоров по Стамбулу, если увидите – знайте, это того стоит.
ЗАМОК ЕДИКУЛЕ И ТЕ САМЫЕ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА КОНСТАНТИНОПОЛЯ
С 1453 годом связан еще один интересный музей и скрытая историческая достопримечательность рядом с ним. Это замок (крепость) Едикуле (Yedikule, буквально Семибашенный замок) построили в XV веке, сразу же после завоевания Константинополя Мехмедом II. Крепость вписалась как раз в древние стены Константинополя (часть стен крепости вообще датируется IV веком н.э.).
Древние бастионы Едикуле выглядят очень мощно. Фото: АТОР
Замок этот имеет довольно мрачную историю. Он был сначала хранилищем казны и архивом, а затем, самое длительное время – тюрьмой и нередко местом казни различных неугодных империи деятелей, от османских принцев и даже самих султанов (например, здесь был задушен Осман II) до иностранных шпионов. То есть это своего рода тюремный стамбульский аналог Шлиссельбурга или Петропавловской крепости.
И это, кстати, один из самых старых музеев Стамбула: такой статус крепость впервые получила в 1895 году.
Стены крепости Едикуле. Фото: АТОР
Долгое время крепость была закрыта не реконструкцию, но в 2023 году музей в ней опять заработал: можно попасть внутрь на территорию, и, говорят, даже в отдельные бастионы с экскурсией. Во внутреннем дворе, в саду можно увидеть различные исторические артефакты: каменные пушечные ядра, мраморные капители, части колонн и керамика.
Крепость Едикуле, впрочем, достойна и просто внешнего осмотра: есс стены и башни увиты плющом, которые придает древним стенам еще больше романтики. А осенью плющ становится разноцветным, и это совсем красиво.
Стены Едикуле, увитые разноцветным плющом – это очень красиво. Фото: АТОР
Доехать до Едикуле просто. Из Султанахмета надо спуститься на станцию метро Сиркеджи и проехать по линии Мармарай до станции Казлычешме (здесь местро выходит на поверхность и это обычная платформа электрички). Затем нужно идти в направлении, откуда вы приехали, еще 10-15 минут пешком. Там будет собственно сам вход в крепость.
Кстати, сам по себе район Едикуле является совершенно нетуристической окраиной города. Здесь никто не говорит по английски, люди живут очень просто, а на туристов смотрят как на диковинку. Зато здесь есть старинные османские домики, не музейные, а вполне жилые.
Османский деревянный домик в переулках Едикуле. Фото: АТОР
А рядом с входом есть еще одна скрытая достопримечательность Стамбула. О ней слышал наверняка любой школьник. Это Золотые Ворота Константинополя. Помните, те самые врата Царьграда из летописи, к которым якобы (по легенде, скорее всего в реальности, конечно ничего такого не было) прибил свой щит древнерусский князь Олег?
Так вот они прямо рядом с Едикуле. Справа от входа в крепость есть участок стен Юстиниана, где эти главные ворота города (еще в средние века заложенные камнем) и находятся.
Золотые Ворота Константинополя можно увидеть только с территории кладбища. Фото: АТОР
Почему сюда не водят экскурсии, понятно: сами ворота можно увидеть только издали, и то, только если взобраться на гребень древнего крепостного рва по территории старинного османского кладбища (оно открыто, но ходить там аккуратно непростая задача). Но пробравшись между могил к самому рву можно сделать красивые фото, которых нет у 99% туристов, бывавших в Стамбуле.
Золотые ворота Константинополя, снятые издали телеобъективом 300 мм. Фото: АТОР
МУЗЕЙ ИСТОРИИ И ОПЫТА АЙЯ-СОФИИ В ЦЕНТРЕ СТАМБУЛА
Если посетить вышеописанных оба музея – это как раз на целый день, особенно с детьми. И такой план скорее подходит тем, кто в Айя-Софии был уже не раз и не два, видел Цистерны, по лучшим кондитерским Султанахмета может сам может водить экскурсии, и на Истикляль уже все купил.
А вот следующий музей – в общем-то must have даже для тех, кто в городе впервые. В принципе, можно прямо с него знакомство со Стамбулом и начать. Заодно освежить в голове «матчасть».
В музее истории Аяй Софии. Фото АТОР
Тем более что музей Истории и опыта Айя-Софии (Hagia Sophia History & Experience Museum) находится в непосредственной близости от всех главных достопримечательностей города – в историческом дворце Ибрагима-паши, напротив входа в Голубую Мечеть.
Признаться, когда представители Агентства по развитию и продвижению туризма в Турции предложили там побывать, поначалу идея вызывала скепсис и напоминала потерю времени – прекрасного весеннего времени, когда можно, например, гулять в парке. Но на самом деле нет. Музей не имеет ничего общего с привычными нам залами, где много непонятных вещей, которые ни в коем случае нельзя трогать.
Video file
Он интерактивный и представляет собой лабиринт затемненных комнат с огромными экранами, на которых наглядно и понятно показываются хитросплетения судьбы главного храма Стамбула. А светозвуковые эффекты погружают посетителей глубоко в историю , которую рассказывают страница за страницей многоязычные аудиогиды.
Из истории Айя Софии. Фото АТОР
Ехать никуда не надо – музей в самом центре. Входной билет для иностранцев стоит 25 евро. Вопрос кафе и сувенирных лавок здесь не стоит, поскольку вокруг их бессчетное множество. На посещение лучше закладывать около часа.
Екатерина Тропова